На Неве, как и на других северных реках, зимой русло забивается битым льдом и образовавшаяся плотина вызывает подъем воды - т.н. зажорное наводнение. На реках Лена, Обь, Иртыш и других торосы взрывают. Невскую губу за всю историю наблюдений подтапливало более 80 раз. В советские времена был специальный ледокол, который вскрывал Неву и колотый лед, перемешанный с водой—шуга—уплывал в Финский залив. В новейшей истории впервые зажорное подтопление произошло в 2003 году. Тогда город спасло потепление. А взамен бесследно исчезнувшего, решили строить новый ледокол, способный проходить под мостами без их разводки. И «Невская застава», так назвали судно, очень вовремя был построен. Сейчас как раз на Неве, обнаружено аномально высокое зажорное наводнение - сообщил ректор Российского гидрометеорологического университета - Лев Карлин.
«Невская застава» - судно уникальное: оно способно зимой проводить водолазные работы, собирать нефть со льда, тушить пожары на судах и на берегу. Но сейчас наиболее востребована ледокольная функция - констатирует Председатель комитета по природопользованию - Дмитрий Голубев.
А в этом году объявлен уже новый конкурс. Теперь на постройку сверхмалого ледокола, способного колоть лед на реках и каналах самого Петербурга. Как выяснили специалисты - аналогов такого судна нигде в мире нет. Ведь просвет между водой и самым низким в городе Синим мостом чуть больше двух метров.