26-11-2013
Кому в городе-музее жить хорошо?
Как развиваться архитектуре Петербурга - главный вопрос, звучащий с трибуны Международного форума ProUrban, открывшегося в Эрмитаже. Он начался с громкого заявления первого зама главы КГИОП Александра Леонтьева, который сказал, что Петербургу нужен новый орган, который мог бы оценивать эстетические качества проектов объективно, а также законодательная база, позволяющая самостоятельно принимать решения об отклонении от федеральных законов при строительстве и сносе старинных домов в центре. Как отнеслось архитектурное сообщество к подобным высказываниям, выяснила Ольга Добышева.
Александр Леонтьев заявил: «У нас есть петербургский стиль – это 5-6-этажный современный дом, а впереди него – два «сарая». При этом, чиновник посетовал, что снести эти некачественно построенные и не имеющие архитектурной ценности дореволюционные постройки в центре города – крайне сложно. Загвоздка, по мнению Леонтьева, в том, что существующие юридические нормы слишком жесткие, и их полное соблюдение способно остановить качественное новое строительство в историческом центре. Поэтому Петербургу нужна большая свобода от федеральных согласований. Кроме того, чиновник считает, что существующий общественный орган, согласующий внешнее решение проектов, ангажирован. В этой части с ним согласен и председатель Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис.
Но основным предметом обсуждения на форуме PROUrban-2013, пожалуй, стал вопрос о том, хорошо или плохо жить в городе-музее. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что, на его взгляд, жить в городе-музее намного лучше, чем в любом другом, так как музейный опыт полезен для его развития. И добавил, что было бы полезно, чтобы города ориентировались на опыт работы музеев, так как музейное сообщество заботится о чести своей марки, выстраивает свою экономику, регулируя стоимость входных билетов. А музейный подход следует распространить и на реставрацию исторических памятников. Как заметил директор Эрмитажа, музейщики активно вмешиваются в архитектурную жизнь города, и, хотя многим это не нравится, такая работа будет продолжаться и дальше.