16-10-2024
Шедевры Карла Брюллова представлены на масштабной выставке в Русском музее
Беспрецедентная по своему масштабу выставка произведений Карла Брюллова 18 октября открывается в Русском музее. В экспозиции, приуроченной к 225-летию со дня рождения мастера, свыше 300 произведений из собраний крупнейших музеев России и частных коллекций. Зрители увидят абсолютные шедевры великого живописца. Многие работы никогда не выставлялись в России. Елена Медведева, побывавшая на пресс-показе, расскажет подробности.
Брюллов — единственный русский художник, удостоенный лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора. Еще при жизни его называли "Великим Карлом". Брюллов создал более 200 парадных и камерных портретов и расписал купол Исаакиевского собора. Именно он еще в первой половине 19 века сделал русскую живопись частью мировой культуры. Впервые в России так масштабно представлена ретроспектива живописца, отметила директор Русского музея Алла Манилова: "Эта выставка особенная просто потому, что Брюллов - великий. Это вершина русской живописи. Это самый признанный, самый знаменитый русский классик всех времен, признанный в мире. Поэтому Брюллов – это отдельная планета в нашем искусстве. Мы преследовали цель представить здесь исключительно шедевры первого ряда. То есть только бриллианты в драгоценной короне брюлловского наследия. Мы представляем на этой выставке произведения, которые покажут все направления, все жанры, все техники, в которых работал Великий Карл". На выставке представлены такие шедевры как "Итальянский полдень", "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией", "Всадница", но есть и множество малоизвестных работ, акварелей и рисунков художника, которые выставляются крайне редко. Несколько произведений из частных коллекций зрители увидят впервые. Центральным экспонатом выставки стало масштабное полотно "Последний день Помпеи". Одна из самых известных картин Брюллова в этом году впервые за свою историю прошла комплексную реставрацию и предстает перед зрителем такой, какой ее задумал автор. Экспозиция выстроена по хронологическому принципу – от ранних работ, полотен итальянского периода и до возвращения в Россию. Особое место занимают произведения на религиозную тему. Брюллову не только заказывали подобные работы, он сам боролся за свое участие в росписях храмов. Настоящая сенсация выставки – первый в России показ картины "Христос во гробе". Это полотно заказал Брюллову сын второго министра Императорского Двора граф Николай Адлерберг. Затем работа была увезена владельцами за границу. Благодаря многолетним усилиям Минкульта и ФСБ картину удалось вернуть в Россию, и теперь она - часть собрания Русского музея, и выставляется впервые, рассказал заместитель директора Русского музея, куратор выставки Григорий Голдовский: "С выставлением сложно - она ожидается в особых условиях, когда ее нужно подсвечивать с обратной стороны – то есть сделать конструкцию особую. И был нужен повод, вот мы нашли его – юбилейная выставка. Второе – это, конечно, то, что она нуждается в реставрации. По крайней мере, в выяснении ее технических параметров. Она законвертирована еще Брюлловым в толстенные стекла и весит она невероятно. Ее не нанесли восемь человек, помнится. И раскрывать мы ее так и не решились пока. Но, слава богу, мы наблюдаем 20 лет, и каких-то изменений в сохранности не произошло в этом произведении. Но их было грешно не воспользоваться таким поводом, как показ этой вещи". Русскому музею принадлежит комплекс подготовительных материалов к росписям Исаакиевского собора, включая фрагмент плафона «Богоматерь во славе в окружении святых». Его также можно увидеть на выставке. Чрезвычайно богат раздел, посвященный акварели и рисунку.