14-11-2024
В Русском музее представлены картины ленинградского пейзажиста Алексея Карёва
В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка одного из основоположников ленинградской пейзажной школы Алексея Карёва, приуроченная к 145-летию со дня его рождения. На многих представленных полотнах мастера запечатлён Васильевский остров - излюбленное место вдохновения художника. Именно этот район Петербурга дал название экспозиции. С подробностями Ольга Кутас.
Алексей Карёв – представитель саратовской плеяды художников, чьё творчество оказало большое влияние на развитие русского изобразительного искусства. Решающее значение для него имело знакомство с Борисовым-Мусатовым, художниками объединений «Голубая роза» и «Мир искусства». Во время посещения выставки «100 лет французской живописи» на Карёва особенное впечатление произвели работы импрессионистов. С 1903 года, когда после окончания Пензенского и Киевского художественных училищ художник приехал в Петербург, город стал его родным домом и источником вдохновения. Алексей Карёв с энтузиазмом изучал коллекцию Эрмитажа. Вдохновлённый красотой и величием Петербурга, он всё больше сосредотачивался на пейзажах. Некоторые из работ вдохновлены французской выставкой 1912-го года, другие, например, «Дом на окраине города» - самый известный из ранних пейзажей – экспериментами футурИстов. В этих пейзажах Алексей Карёв отдаляется от натурных впечатлений, стремясь к обобщению, говорит искусствовед отдела живописи второй половины 19-го-21-го веков Русского музея Ольга Мусакова: "Художник очень интересный. Работы Карёва похожи на этюды, но этюды не в плане образности (незавершённости образной), а в плане приёма. В них есть такая живость, лёгкость, изящество. И вот эта фрагментарность композиции, и абсолютный лаконизм средств". С середины 1920-х годов ведущим жанром в творчестве живописца стал пейзаж, а главной темой – город, особенно Васильевский остров, где Алексей Карёв жил и преподавал в Академии художеств. Мастер изображает вид с набережных - Университетской и лейтенанта Шмидта, окрестности Андреевского рынка, улочки и переулки. Как говорит художник-реставратор Русского музея Мария Третьякова, он как истинный художник сам нашёл себе учителей, но показал собственное видение: "Даже там, где он пишет «Демонстрация у завода», я понимаю, что завод – это условно. Из Андреевской церкви просто убрал купола и поставил трубы (потому, что было такое время, нужен был агитационный мотив). Меня тешит такая мысль, что за вдохновением необязательно куда-то ехать. Это вариация на тему его внутренних состояний. И с точки зрения искусствоведческой тоже много интересного: тут он похож на Марке, а здесь он напоминает Жоржа Брака". На выставке экспонируется последняя работа мастера – масштабное полотно «Нева», созданное в 1934-м году по заказу Ленсовета. Нужный ракурс величавой реки художник увидел со стороны Адмиралтейского острова. И получился образ Невы, неотделимый от Петербурга-Ленинграда. Алексей Карёв умер от голода суровой блокадной зимой 1942-го года. Художник был похоронен в братской могиле на Острове Декабристов.