"РОССИЯ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
 

НАВИГАТОР

ПРЯМОЙ ЭФИР 66,3 МГц





НОВОСТИ

Слушайте по первой программе городской и областной трансляционной сети, и на частоте УКВ 66,3 МГц

05-12-2024
Монстры древнего мира представлены на выставке в Эрмитаже

Фантастический бестиарий античных монстров представлен на выставке, открывшейся в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа. Более 250 экспонатов знакомят с миром чудовищ древнегреческой мифологии: Лернейской гидрой, Медузой-Горгоной, Цербером и другими существами, вселяющими ужас в людей. Их иконографию отражают предметы из собрания Эрмитажа - вазы, скульптуры, резные камни, ювелирные изделия, гравюры, монеты. Елена Медведева расскажет подробности.

Впервые темой выставки становятся не прекрасные боги и герои античных легенд, а мифологические существа, монстры и чудовища. Их образы нашли яркое воплощение в искусстве разных эпох - от Античности до Нового времени. Мифологические сюжеты превратили те или иные страхи, возникавшие в сознании древних людей, в понятные всем истории. Морякам, плывущим по бурному морю, угрожали представляющие смертельную опасность морские чудища: дракон Кетос и ужасная Сцилла. На выставке можно увидеть античные золотые перстни и бляшки с морскими драконами, чернофигурные амфоры с изображениями тритонов. Образы Сциллы украшают бронзовое зеркало 2 века до н.э.. На берегу путешественников поджидали великаны -циклопы, а обворожительные, но коварные Сирены своим пением заманивали корабли на скалы. Изображения Сирен встречаются не только на античной керамике, но и в гравюрах 18 века. В сухопутных странствиях путь древним грекам преграждали могучие грифоны и таинственный Сфинкс, рассказывает заведующий Сектором археологии Северного Причерноморья Отдела Античного мира Эрмитажа, автор концепции выставки Александр Бутягин: "Творческий подход к трактовке образа Сфинкса демонстрируют мастера разных стран и эпох. Иконография сфинкса прослеживается от привычного древнеегипетского изображения до фигурного сосуда в виде сидящего существа с лицом прекрасной девушки в золотом венке, от росписей на античных сосудах до далеких от своих прототипов – французских терракотовых сфинксов 18 века, с полуфигурами светских дам и зловещего «Поцелуя Сфинкса» Франца фон Штука – это уже 20 век.. Шедевр античного ювелирного искусства – золотой браслет со сфинксами из кургана Куль-Оба, созданный для жены скифского царя. Сфинкс — вообще частый гость на древних изображениях. И вот эти изображения страшных существ эстетизируются. Конечно, на дороге может тебя поджидать сфинкс — ну, какой-то он свой немножечко и мы, в принципе, с ним справимся. В современном искусстве, даже скорее, в искусстве там, в конце 19, особенно 20 века, эти чудовища немножко отыграли свою чудовищность. Вот если в искусстве возрождения или нового времени они уже настолько эстетические, что ты их не боишься, то позже – это все-таки такая мрачность. И вот, одна из лучших вообще фигурных ваз Эрмитажа, просто лучшая, так называемый фанагорийский сфинкс. Одно из примечательных произведений античного искусства, найденных в Северном Причерноморье, — фанагорийский фигурный сосуд в виде сидящего сфинкса. Он происходит из раскопанного в 1869 г. погребения молодой женщины в одном из курганов Таманского полуострова, у Фанагории. Это всего лишь флакон для духов — но это и подлинный маленький шедевр греческого искусства классического периода. Не редкость подвески в виде сфинкса". Глубины леса были полны хитрых кентавров, а козлоногий Пан мог изгнать из своих владений, внушив человеку панический ужас. Мифологические сцены с участием кентавров и похожего на них Ахелоя - речного божества с телом быка, - иллюстрируют росписи греческих сосудов. Представить образ Химеры можно по изображениям на серебряном килике для вина, античных монетах и резных камнях, а также благодаря редчайшему фрагменту этрусской бронзовой скульптуры. Среди раритетов - венецианский щит 16 века с изображением гидры, серебряная бляха с лицом Медузы Горгоны. Выдающееся произведение ранней краснофигурной живописи – аттическая амфора с Гераклом, стреляющим из лука в змея Лафона, охраняющего яблоки Гесперид. Многочисленные изображения хищных гарпий или беспощадных и яростных богинь мести – эриний – тоже часть экспозиции. Можно познакомиться и с кровожадной Ламией, опасной Эмпусой, способной принять любой облик, или даже с самой трехликой Гекатой, страшной богиней мрака. Три лика богини демонстрируют скульптурные изображения – мраморная статуя и герма.

  Культура   Елена Медведева
Рубрика Корреспондент

Комментарии
Имя:
E-Mail:
Комментарий:
 
 

 

ПРЯМОЙ ЭФИР 99,0 FM

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ


26-12-2024
Театр марионеток имени Деммени представил премьеру спектакля «Двенадцать месяцев»

Спектакль «Двенадцать месяцев» поставлен по пьесе Самуила Маршака в постановке Эдуарда Гайдая. Перед показом детей поздравили Дед Мороз и Снегурочка рядом с эко-елкой. В ее открытии приняли участие депутат Госдумы Сергей Боярский и председатель Комитета по природопользованию Кирилл Соловейчик. С подробностями Елена Серова.



26-12-2024
В начале нового года у Петербурга и Ленобласти появится единый Союз архитекторов

Процесс объединения запустили в связи с активной градостроительной деятельностью на границах северной столицы и 47-го региона и развитием общей агломерации. Архитекторы города и области планируют активно участвовать в реализации общих проектов. С подробностями Владимир Снятков



25-12-2024
Службы города готовы обеспечить безопасность детей во время зимних каникул

По традиции в преддверии зимних каникул в Петербурге обсудили взаимодействие служб города по обеспечению безопасности детей и подростков. Год назад в праздники от взрывов петард пострадали два подростка. В этом году уже три ребёнка провалились под лёд и утонули. О том, как сделать детский зимний отдых безопасным - Вячеслав Чуманов.



24-12-2024
Выставка "Несбывшийся Ленинград" расскажет о проектах советской эпохи

В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка, представляющая нереализованные проекты советских архитекторов 20-го века. 70 рукотворных листов архитектурной графики, размещенные в хронологическом порядке, дают представление об основных этапах развития ленинградской архитектуры. Елена Медведева продолжит.

ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург" (www.rtr.spb.ru). © 2001-2024, www.rtr.spb.ru (ртр.спб.ру). Регистрационный номер ФС 77-72201 от 24.01.2018 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Волков Виталий Юрьевич. Ответственный за содержание сайта -  Александрова Екатерина Анатольевна. Адрес электронной почты редакции ЭСМИ - webmaster@rtr.spb.ru. (812) 234-56-37. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК) и со ссылкой на сайт "www.rtr.spb.ru" (для интернет-проектов - с гиперссылкой). Для детей старше 16 лет.