18-11-2024
РНБ предлагает совершить путешествие в модный Петербург эпохи модерна
В Новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте открылась выставка «Секреты старинного шкафа: петербургские моды эпохи модерна». Здесь можно узнать об истории модной индустрии в дореволюционной столице, увидеть раритетные модные журналы и издания начала 20 века. Елена Медведева расскажет подробности.
Выставка представляет редкие издания 19-20 веков из фондов РНБ. Это журналы, книги, брошюры, прейскуранты, которые расскажут о костюме эпохи модерна, о предшествовавших этому стилю модных тенденциях в одежде 1880-х годов, и новых веяниях времени НЭПа. Среди экспонатов - дореволюционные и советские журналы с выкройками. Например, «Модный свет» 1913 года, «Женский журнал» 1927-го, «Четыре сезона» 1928-го. Гости выставки увидят довоенный выпуск журнала «ВОГ», изданный в 1924 году. Экспонаты рассказывают, как работали ателье, магазины, а также модные дома, и как кардинально менялась мода – от женственных силуэтов с турнюрами и корсетами до наметившейся гендерной унификации, когда прекрасные дамы не хотели ни в чем уступать сильной половине человечества. Посетитель может заглянуть в модные дома, работавшие до революции. Первый из них - Августа Бризака. Он был основан в 1855 году и располагался в Петербурге на Малой Конюшенной. Кутюрье, которые шили для императорской семьи, ввели в моду кружево. А модная мастерская Ольги Бульбенковой была одним из самых первых – настоящих и серьезных — ателье в России. Ее хозяйка также создавала парадные наряды для императорской семьи. Имя модельера Анны Гиндус было синонимом изящества и шарма. Долгое время дизайнер провела во Франции, где приобрела вкус к буржуазному шику и научилась преподносить одежду как драгоценность. Авдотья Иванова была главой петербургской мастерской модного дамского костюма, также пользовавшейся огромной популярностью, рассказывает куратор выставки Мария Туманова: "Хочется сделать акцент на одном очень важном смысле, как мне кажется, который несет выставка - это постепенное установление доступности моды. То есть мода в это время — это не только привилегия знати. Появляются всевозможные мастерские, ателье, салоны красоты. Человек за приемлемые деньги может пойти и пошить себе костюм. Если средств не хватает на это, очень развит рынок журналов мод, где публикуются выкройки, и ты можешь это сделать самостоятельно, пошить себе одежду. За какую-то там символическую плату, если тебе понравилась выкройка, то, тебе сделают под размер. Собственно, общество стало на рельсы демократизации, где мода доступна всем". Одна из витрин посвящена легендарному модельеру Надежде Ламановой. Она имела звание «Поставщицы Императорского Дома», но после революции не покинула страну, как многие ее коллеги по цеху, и отдала все силы служению молодой советской республики. Именно она стояла у истоков становления советской моды. Завершает выставку рассказ о моде НЭПа, говорит Мария Туманова: "Наступил НЭП, пришла свободная торговля в страну. Можно было кое-что купить, но, естественно, возможности были разные. И как раз иметь снаряды, иметь одежду от Ламановой считалась очень престижно. И образ состоятельной модницы НЭПа выглядел примерно так. Это платье с заниженной талией - чтобы не подчёркивать женственность форм. Это короткая стрижка, завитые локоны, шляпка, вуаль и длинные перчатки. Барышни попроще, у кого не было средств таких, они шили себе одежду из подручных средств, перешивали военную форму". Выставку дополняют предметы гардероба из частного собрания театрального художника Ирины Бируля. Это корсеты, манжеты, утюжки, кружева и ткани.