29-11-2024
Петербург в кино
Выставка, посвященная образу города в игровом кино, открылась в Инженерном доме Петропавловской крепостиЭкспозиция рассказывает о снятых в нашем городе фильмах разных жанров: исторических кинопостановках, психологических драмах, комедиях, экранизациях литературной классики. Представлена подлинная кинотехника 1930-1980-х годов, афиши, архивные фотографии, костюмы. Елена Медведева расскажет подробнее.
История Петербурга и кинематографа тесно связаны. Первый киносеанс в России состоялся в Петербурге в мае 1896 года в летнем саду "Аквариум" на Каменноостровском проспекте - там, где сегодня расположена знаменитая киностудия "Ленфильм". Выставка в Инженерном доме повествует о том, как складывался и эволюционировал экранный портрет города и о петербургских локациях, ставших съемочной площадкой. Петропавловская крепость давно полюбилась кинематографистам. Именно в Трубецком бастионе в 1924 году был снят один из первых крупных отечественных фильмов «Дворец и крепость». На кадрах фильма - уже ушедшая натура, отметила заместитель директора Музея истории Петербурга Ирина Карпенко: "Это выставка, которая посвящена нашему городу, которая выступает и героем, и съемочной площадкой. Мы показываем киноафиши, то есть ту рекламу, которая зазывала зрителей в кинотеатр. И мы реконструировали фрагмент кинотеатра, и планируем там тоже проводить мероприятия и показывать кино. Разное и не мое кино, и кино современное. У нас в коллекции сохранились стулья из старого кинотеатра. Вы можете попасть вот в эту атмосферу 20 века. Там оборудование, то самое звуковое световое, которое когда-то использовалось на съемочных площадках. Ну, конечно, реквизит, потому что, когда переодевается город, переодеваются актеры, поэтому появляются и вывески, которые используются для того, чтобы воссоздать антураж старой городской среды. И появляются костюмы. У нас в коллекции очень разные есть предметы, в том числе есть предметы, которые к нам попали случайно, оказались очень важными экспонатами. Дело в том, что это было массовое явление, когда после революции гардеробные дворцовые разбирались с очень разными целями, частично их забирали театры. И вот у нас есть камергерский костюм, который оказался у нас в коллекции как поступление из театра. Уже когда наши хранители, реставраторы с ним работали, стало понятно, что он не сшит как театральный костюм, а это настоящий мундир, который у кого-то забрали, и прожив в театре, он попал и на съемочную площадку, а затем уже и в музей. Вы увидите много такого Петербурга, который кто-то просто помнит смутно из каких-то старых времен, потому что все это попадает в кадр и все это зафиксировало кино, и это, наверное, одно из чудес кинематографа, и мы можем увидеть вот эти любимые места, исчезнувшие улицы, перестроенные дома".
Полноправными героями фильмов становились проходные дворы и брандмауэры, улочки Коломны, индустриальные пейзажи Выборгской стороны и Обводного канала. Зритель, проходя по залам экспозиции, путешествует от одной знаковой петербургской кино-локации к другой. Можно увидеть фрагменты фильмов, фотографии со съемок, плакаты, эскизы декораций, предметы кинореквизита. Бесценна коллекция плакатов немого кино: большинство из этих фильмов не сохранилось. Демонстрируется подлинная кинотехника: кинопроекторы, софиты, ручные кинокамеры. Разделы выставки рассказывают об образах Петра Великого в кино, о том, как изменялась трактовка событий Октябрьской революции 1917 года, с каким трепетом кинематографисты работали над темой войны и блокады. Часто в отечественных кинолентах Петербург представал в образе других городов – например, викторианского Лондона в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» или нэповской Москвы в «Собачьем сердце». Иногда город вводил зрителя в заблуждение. Так, в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» скульптуры львов появляются в местах, где их никогда не было. Об этих превращениях рассказывает раздел "Петербург – лицедей".
В рамках выставки запланированы лекции и кинопоказы. О расписании мероприятий можно узнать на сайте Музея истории города.