13-12-2024
О шаманизме и буддизме рассказывает выставка в Музее истории религии
В музее истории религии открылась выставка, которая знакомит с верованиями народов, населяющих Прибайкалье и Забайкалье. Представлено 200 экспонатов, среди которых атрибуты и одеяния шаманов и буддийских лам, буддийские тАнки и мАндалы, обереги и фигурки духов-покровителей, исторические фотографии и работы современных художников. Елена Медведева расскажет подробнее.
Выставка состоит из двух разделов. Первый - рассказывает об архаической составляющей бурятской культуры: о почитании природы, культе духов и божеств, гадательных практиках, о героях народного эпоса и фольклора. А также о шаманизме и связанных с ним ритуальных практиках. Второй раздел посвящен проникновению в Бурятию буддизма, который пришел из Тибета и Монголии. В середине 18 века учение окончательно утвердилось на восточном берегу Байкала, а на западном - лишь на рубеже 19-20 веков благодаря усилиям известного деятеля тибетского и бурятского буддизма Агвана Доржиева, рассказывает заведующая отделом хранитель фонда «Архаические верования и религии Древнего мира» музея Татьяна Дмитриева: "Этот год посвящен Байкалу во всех аспектах, а поскольку в Бурятии распространен и шиманизм и буддизм, то вот такая вот выставка и что очень интересно на этой выставке взаимопроникновение буддизма и шаманизма. Шаманизм, естественно, как основа, как исконная религия бурят, он так фундаментален, но когда начинает активно укрепляться буддизм, то ламы покоряют шаманов, они борются с шаманами лично, но они не могут бороться с шаманскими, с архаическими обрядами, они вынуждены были их ассимилировать, потому что архаические обряды, которые проводил шаман, они вытекают из реальной человеческой жизни. Нужно, чтобы скот был здоров, чтобы дети рождались, чтобы жилище было в порядке, чтобы все были здоровы, и вот ламы они как бы ассимилировали и наложили буддийский отпечаток на все это. Сохранился смысл обрядов, но формы были изменены. То есть вот такое взаимопроникновение, очень характерно было и сейчас для бурятского народа. И интересно было это показать на экспонатах. На шаманской части шаманский костюм, а рядом висит танка, на которой изображен Даян Дээрхи , это один из древних и очень известных шаманов, которого ламы обратили в буддизм".
К числу раритетов также относятся головной убор шамана "корона майхабши" 19 века, кафтан и конная трость, которая вручалась шаману во время посвящения. Представлено изображение онгонов, т.е. духов: супругов-покровителей дома и скота. Перед посетителями предстанут образы Белого Старца, Духа Байкала, Черного шамана. Во второй часть выставки, посвященной истории становления буддизма в Бурятии, также можно увидеть редкие экспонаты, рассказывает ведущий научный сотрудник музея истории религии Ольга Хижняк: "И для посетителя очень любопытно увидеть буддийскую икону – танку, где тара изображена с лицом Екатерины II. Танка выполнена художником Ассором Буддаевым, который творил на рубеже 19-20 веков. Почитание Екатерины II связано с тем, что она утвердила титул глав буддистов Забайкалья - Пандито Хамбо лам. Это название должности и почетный титул. Они представлены в исторических фотографиях, и эта линия была прервана только в советский период. Здесь же можно видеть исторические фотографии, дацанов, монастырей, библиотек. Здесь же книги на тибетском, на монгольском языке и печатные доски. Второй раздел, основы Дхармы, буддийского вероучения, представляет Будду Шакьямуни с архатами, его учениками, достигшими просветления, и вероучительную танку "Колесо бытия", выполнена Донзаном Данзоковым, художником, жившим уже в советский период и пережившим гонение этого периода".
Особое внимание уделяется в этом разделе архаическим верованиям и божествам – они были приняты в буддизм с подчиненным статусом: как хранители буддийской веры. Почитались они отдельно, их изображений не встретишь в храмах. Рассказывается о красочной мистерии Цам – костюм участника и несколько масок представлены на выставке. Также можно увидеть одеяние ламы и образы Бодхисатв, т.е. просвещенных совершенных существ, выражающих основные идеи буддизма – сострадание, мудрость, милосердие. Завершает экспозицию произведение современной бурятской художницы Елены Зонхоевой. Это шелковая юрта с изображенной на ней картой звездного неба и благопожелательными символами.