23-12-2024
В Русском музее впервые за 30 лет представили ретроспективу полотен Васнецова
В Русском музее открылась масштабная выставка, посвященная 175-летию выдающегося живописца Виктора Васнецова. Впервые за 30 лет в одном экспозиционном пространстве собраны признанные шедевры художника. Так в первый раз в Петербурге демонстрируются картина "Царевна-лягушка", знаменитые "Богатыри" и многие произведения на религиозные темы. Елена Медведева расскажет подробнее.
Экспозиция разделена по основным периодам творчества Виктора Васнецова. Открывают ее былинные и сказочные произведения, которые и принесли славу живописцу. Ведь Васнецов - первый из художников, кто визуализировал героев русского фольклора, и эти полотна стали частью культурного кода России. На выставке удалось собрать все лучшее, что имеется в музейных и частных собраниях страны - это шедевры мастера, графика, театральные работы, предметы декоративно прикладного искусства – всего более 120-ти произведений, отметила директор Русского музея Алла Манилова: "Мы поставили задачей сделать масштабную юбилейную монографическую выставку, посвященную этому удивительному художнику, абсолютно уникальному. Абсолютно ни на кого не похожему, а основоположнику нового направления в русской живописи. Потому что он первый обратился в кладезь русского фольклора и, фактически, вот этот новый жанр, новое направление было им основано, и он так и остался неповторимым в этом направлении. Он был очень разный. С одной стороны, был филигранным, виртуозным мастером, не только фольклорной, живописной, исторической тематики. Он был создателем монументальных религиозных полотен. И мы впервые сделали такой религиозный жанр этого никто никогда не видел. Он был большим мастером бытового жанра, настоящим передвижником, с вниманием к деталям. Это совершенно другой жанр, совсем не похожий, ни на былины, ни на сказки. Он проектировал архитектуру и мебель, создавал театральные декорации. И для того, чтобы показать весь невероятный, яркий и разнообразный спектр и талантов этого огромного русского художника, нам, конечно, потребовалось сотрудничество с многими музеями".
Перед тем, как увлечься сказочной темой, Васнецов обращался к жанру исторического портрета и бытовым сюжетам. Художник в этот период присоединился к передвижникам. Ожившие в его произведениях типажи: «Разносчик кваса», «Собиратель на храм» - были знакомы художнику, выросшему в небогатой семье священника. Первая картина такого жанра - «Нищие певцы». Важное место на экспозиции отводится монументальным полотнам мастера на религиозные темы, рассказал заместитель директора Русского музея Григорий Голдовский: "Представлены две его знаменитые темы. Это богатыри и религиозная тема, христианская живопись. Здесь мы смогли в максимально большой степени собрать произведения религиозной живописи. Это не станковые картины, это не иконы, это картоны, эскизы росписей тех многочисленных соборов, в которых Васнецов работал. Прежде всего, во Владимирском соборе в Киеве, затем в соборе Александра Невского в Варшаве, в соборе Святого Георгия в Гусь-Хрустальном, в Спасе –на- Крови в Петербурге. У нас мы еще не видели развертку барабана главного купола Владимирского собора, которая здесь сейчас развернута во всю свою 14-метровую длину".
Экспозиция дополнена «парижскими» произведениями, натурными пейзажами и портретами зрелого периода творчества художника. Не менее ярко Васнецов представлен как автор блестящих по исполнению графических листов, некоторые из которых посетители увидят впервые.