16-01-2025
"Сказки и не только" - выставка в Музее истории религии
Она посвящена выдающемуся отечественному фольклористу и филологу Владимиру Яковлевичу Проппу и приурочена к 130-летию со дня его рождения. На выставке представлены труды ученого, иллюстрации к сказкам, предметы декоративно-прикладного искусства, куклы – всего около 30 экспонатов. Елена Медведева продолжит.
Владимир Яковлевич Пропп родился в Петербурге в 1895 году. Первой масштабной работой Проппа, опубликованной в 1928 году, стала "Морфология сказки", в которой ученый проанализировал основные элементы сказочных сюжетов. Продолжением исследований стала докторская диссертация Проппа "Исторические корни волшебной сказки". Борьба с формализмом затронула и Проппа. Несмотря на все заслуги ученого, его изгнали из Академии наук, обвинив в тяге к мистицизму. Но Пропп продолжал работать, впоследствии им были написаны еще несколько фундаментальных трудов, высоко оцененных научным сообществом. В разделе, посвященном ученому, представлены несколько его работ, архивные документы и фотографии, рассказывает научный сотрудник Музея истории религии, куратор выставки Анастасия Шепс: "Первая витрина рассказывает про самого исследователя и особенно ценным экспонатом является письмо, которое написана рукой Проппа. Это его ответ на письмо Бонч-Бруевича, директора музея истории религии. Вторая витрина раскрывается сразу две темы. В ней мы говорим и о фигуре сказителя на примере казахского сказителя. Он у нас представлен в графике. И, конечно же, это тот, о ком-сказитель, повествует. Чаще всего это был какой-либо герой, который совершил подвиги, который кого-то спас и герой на нашей выставке - гипсовый витязь. Это середина 19 века. Его отреставрировали и теперь можно им любоваться. И мы продемонстрировали также его вооружение кистень и кнут, который играли важную роль в повествовании. Например, кистень не только выступает оружием богатыря, но и указывает на возраст былины. Дело в том, что привычные нам мечи появились более позднее время. Изначально люди вооружались более простыми вещами. И когда мы встречаем сказку или эпическое повествование, где герой вооружен палицей, мы понимаем, что она более древняя. И, конечно же, кнут, как такая связующая нить между эпосом и сказкой. Такой волшебный элемент, который сохраняется и там, и там. Сказка может носить комичный характер, она может кого-то высмеивать, а эпос это другое произведение, оно возвышенное, оно отражает народные идеалы".
Темы научных изысканий Проппа, такие как связь между сказочным сюжетом и обрядами, аграрные праздники, эпос, - представляют редкие экспонаты. Это амулеты из фондов музея, иллюстрации к сказкам, графические листы, музыкальные инструменты, предметы декоративно-прикладного искусства. Триптих работы современных художников Тамары и Юрия Литвиненко показывает основные сюжеты башкирского эпоса, памятника башкирской словесности «Урал-батыр». О том, как богатырь Илья Муромец победил злого Соловья-Разбойника, рассказывает лубок 19 века. Тему сельского труда иллюстрирует дымковская игрушка и деревянная кукла в национальном литовском костюме. Показаны и козули — обрядовое печенье, выпекавшееся на праздники. В сфере научных изысканий Проппа – сюжет женитьбы в сказках, роль невесты и жениха. Представлена картина "Первая встреча молодых" художника Лебедева, начала 20 века. Выставку сопровождают пояснительные тексты, которые помогут посетителю сориентироваться в сказочном мире Владимира Проппа.