Слушайте по первой программе городской и областной трансляционной сети, и на частоте УКВ 66,3 МГц
29-01-2025 Трамваи блокадных лет совершили Рейс памяти по центру Петербурга
Вагоны военных лет с реконструкторами проехали по историческому маршруту. Подробности – в репортаже Артема Сащенко.
“Вагон дальше не идет, дальше – фронт”. В годы войны пассажирское трамвайное движение из Ленинграда осуществлялось только до Нарвских ворот. Их с линией фронта соединяла подвозная трамвайная линия. На ней работали фронтовые трамваи, которые снабжали фронт боеприпасами, а обратно вывозили раненых. После прорыва блокады от Нарвских ворот также отправлялся поезд Бесстрашный, паровик с двумя трамвайными вагонами, который вез рабочих на Кировский завод. В день 81-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады жители города вспоминают подвиг всех, кто причастен к единственному пассажирскому транспорту, работавшему в осажденном городе. В памятный рейс до площади Тургенева от музея Горэлектротранса отправились подлинные вагоны военных лет типа МС-4 и грузовой трамвай ГМУ. В качестве пассажиров блокадных трамваев рейс сопровождали реконструкторы, одетые в гражданскую одежду 30-40 годов и военную форму. История блокадного трамвая связана также с моделями МС и ЛМ-33, которые переоборудовали под санитарные. С помощью специальных креплений вместо сидений устанавливались носилки для перевозки раненых. В санитарных трамваях, по воспоминаниям блокадников, даже была своя библиотечка с книгами и газетами, рассказывает Константин Шиллер, сын Михаила Шиллера – в годы войны директора трамвайного парка имени Леонова: “Трамвайщики – это героические люди. В прорыве блокады они приняли самое активное участие. Город даже оживился. Когда вагон выезжал из парка, водители нажимали на сигнал, и звонок звенел по всему городу. Люди в недоумении, что такое? И такая радость была потому, что можно было уже доехать, все ехали на трамвае. А трамвай перевозил все, и топливо. Были оборудованы и санитарные вагоны в госпиталь. И еще большой вклад был в то, что на Севкабеле был подготовлен кабель для прокладки по дну Ладожского озера. Эти кабели доставлялись с помощью трамвайщиков. Немцы, когда впервые ночью увидели блокадный город и какие-то огонечки мелькают, потом они поняли, что возобновилось трамвайное движение”. В память о героизме трамвайщиков на проспекте Стачек, 114 у ворот Трамвайного парка №8 установлен памятник Блокадному трамваю. В войну на территории парка размещались войска, сам парк был законсервирован и заминирован, а вагонами, нагруженными песком и булыжником, перегородили Петергофское шоссе как последний рубеж обороны.