15-04-2021
"Безмолвная красота" - выставка, посвященная Анне Павловой
Выставка открылась в театральной библиотеке. Она приурочена к 140-летию со дня рождения балерины. Участница "Русских сезонов" Сергея Дягилева, Анна Павлова была их своеобразным символом. Именно ее Валентин Серов изобразил на афише: изящный силуэт, будто сотканный из тумана. Какие экспонаты представлены на выставке, расскажет Елена Серова.
Русская балерина Анна Павлова, известная во всем мире, на протяжении многих десятилетий была символом женской красоты. Отсюда родилось и название посвященной ей выставки - "Безмолвная красота". Но, как уточнила куратор Ирина Баглачева, они рассказали про свою Анну Павлову. Все экспонаты, представленные на выставке, - из фондов театральной библиотеки Петербурга. Зап. тр. 6098 "У нас получилась эксклюзивная Анна Павлова. Прежде всего - это книги из личной библиотеки Веры Красовской, всемирно известного историка балета. Книги, изданные в Берлине, Нью-Йорке открывают нашу выставку. Анна Павлова выступала в 42-х странах. И поэтому ее имя было известно и в Америке, и в Африке, и в Египте, и в Японии. И после ее смерти в 1931 году, стали писать о ее творчестве многие авторы. Вторая часть выставки представляет документы, освещающие русский период Анны Павловой. Она окончила петербургское театральное училище в 1899 году и представлен ежегодник Императорских театров сезон 1899-1900 года. И только что выпущенная из училища Павлова танцевала в 37 балетах. В том числе она исполняла главную партию в балете "Флора". Представлены также эскизы костюмов. Например, Всеволожского к балету "Арлекинада". Мы старались к эскизу найти и фотографию балерины уже в этом костюме. И можно видеть, насколько костюм отличается от эскиза или повторяет его". Анна Павлова была неповторима в классическом репертуаре: "Жизель", "Баядерка", "Лебединое озеро", "Спящая красавица". Она была и первой музой новатора Михаила Фокина. Без нее невозможно было представить его балеты "Египетские ночи", "Павильон Армиды", "Шопениана". В 1907 году Павлова попросила балетмейстера поставить хореографический номер для благотворительного спектакля. За час он поставил миниатюру "Лебедь" на музыку Сен-Санса. Сначала Лебедь в невесомой пачке просто плыл в безмятежности. Но затем Анна Павлова добавила трагедию безвременной гибели, и номер превратился в шедевр "Умирающий лебедь", а на белоснежной пачке засияла "рана" - рубиновая брошь. Выставка будет работать по 30 июня.