21-10-2022
"Разрешить нельзя запретить"
История цензурного законодательства, жизнь и деятельность цензоров до- и послереволюционной России стали темами докладов на Международной научно-практической конференции "Разрешить нельзя запретить". Форум проходил на базе петербургской Государственной театральной библиотеки. С подробностями Елена Серова.
В заглавии конференции "Разрешить нельзя запретить" намеренно опущен знак препинания. Каждый из участников выбирал место, куда поставить «запятую» в своем докладе. Конференция посвящена изучению комплекса проблем, входящих в понятие «театральная цензура» в до и после революционной России. Сочинения, предназначенные для сценического воплощения, проходили две цензуры: общую и драматическую. Первая разрешала или запрещала печатать пьесу, вторая давала оценку спектаклям на сцене конкретного театра. На цензуру возлагалось разрешение к постановке не только драматических произведений, но и оперных и балетных либретто, текстов ко всем музыкальным, цирковым и балаганным представлениям, театральным рецензиям и афишам. Цензоры внимательно следили за тем, чтобы в постановках ничего крамольного не касалось: нравственности, монархии и государства, религии, а после революции неприкосновенными для критики стали темы социализма и коммунизма. Причем, цензуре подвергались не только слова, произнесенные актерами, но и их мимика, позы, интонации, которыми можно выразить подчас гораздо больше, чем вербально, уверен модератор конференции, руководитель научно-исследовательской части Александринского театра Александр Чепуров: «Еще в начале 19 века цензура прекрасно понимала, что в театре не все выражается с помощью слов, а слово пьесы не всегда соответствует тому, что произносится со сцены. Есть импровизация, отсебятина. В 1810 году сначала в Большом театре, затем в Александринском театре начали выделять бесплатное место для цензора. Причем, цензор присутствовал на каждом спектакле. Цензор составлял рапортичку, если было представлено что-то неудобное с точки зрения нравственной, политической, религиозной и т.д. В воспоминаниях, скажем, Петра Каратыгина присутствуют сообщения, что актеров наказывали за отсебятину штрафами. Это касалось мимики, жестов, интонационных акцентов». До 1865 года запрещенные пьесы оставались в фондах цензурного ведомства, разрешенные вставали на полки Центральной библиотеки Дирекции Императорских театров, а ныне Петербургской государственной театральной библиотеки. Самым ценным результатом деятельности цензурного ведомства явилось то, что оно сохранило практически все, созданное в России в драматическом жанре. В мероприятии приняли участие историки театра, театроведы, литературоведы, сотрудники музеев из Петербурга, Москвы, а также исследователи из Франции и Финляндии.