23-12-2022
В Академической капелле можно увидеть и услышать "Сны"
26 декабря там состоится премьера аудиовизуального перформанса «Сны». В концерте в рамках проекта «Роговая музыка в цифровом веке» примет участие Российский роговой оркестр под управлением Сергея Поляничко. С подробностями Артем Сащенко.
Роговые оркестры появились в России в 18 веке и звучали при дворах вельмож, а также во время царской охоты, чтобы позабавить государыню императрицу. К концу 19 века такие оркестры практически полностью исчезли. Но 15 лет назад традицию возродил Российский роговой оркестр, несмотря на то, что многие историки и музыковеды говорили, что жанр роговой музыки безвозвратно утерян для потомков. Первые инструменты для нового оркестра создавались и совершенствовались в музыкальной мастерской. Это был чистой воды эксперимент, говорит художественный руководитель Российского рогового оркестра Сергей Поляничко. По его словам, сложность не только в том, чтобы изготовить инструмент, но и найти исполнителя. Обучиться игре на этих инструментах сложно, поэтому в оркестре, как правило, 13-15 музыкантов, и некоторые исполнители играют сразу на нескольких. В партитуре для рогового оркестра очень важно количество нот, говорит Сергей Поляничко. Например, в «Лунной сонате» Бетховена 1862 ноты. Малейшая неточность - и музыкальная картина распадается. Поэтому при аутентичном звучании инструменты все-таки используются инновационные, на старинных так не сыграть: “Если бы эти инструменты были такими же, как старинные изогнутые, то их невозможно было правильно держать в руках, удобно. Нам нужно было бы 40 человек, чтобы по одной ноте все это сыграть, а так с этим справляются 13-14 человек. Когда мы говорим об оркестре, где один музыкант играет одну ноту, надо сначала представить, как это может происходить, представить количество тысяч часов работы, чтобы овладеть мастерством. В нашем репертуаре есть и "Времена года" Вивальди. И "Шутка" Баха. И из "Вильгельма Телля" Увертюра”. До недавнего времени Российский роговой оркестр исполнял только классику. Но наступил момент, когда Сергей Поляничко решил, что надо развивать жанр и формировать собственный репертуар. Уже второй год подряд оркестр работает с композитором Муратом Кабардоковым – автором саундтреков к фильмам Сокурова. Первая совместная программа «Погружение» была горячо принята публикой. В новый перформанс «Сны» национальные краски внесет дудук Вардана Арутюняна. За визуальный ряд отвечает медиахудожник Андрей Свибович. Как говорят музыканты, их задача - через такие программы пробиться к молодому слушателю и прививать молодым людям хороший вкус.