Экспозиция состоит из двух самостоятельных разделов, освещающих собирательскую деятельность Боткиных, рассказывает заместитель директора русского музея Евгения Петрова: "Михаил Петрович собирал, систематизировал, первым опубликовал работы Иванова, другой его страстью было древнерусское искусство. А Сергей Сергеевич начал собирать графику, когда ее еще не очень интересовались коллекционеры. И теперь по этой его коллекции можно изучать историю рисунка, мы гордимся этими вещами". Впервые за всю историю существования коллекция Сергея Сергеевича Боткина показана посетителям как единое целое. Судьбу этой коллекции можно назвать счастливой, потому что она уцелела в разрушительном вихре революции. Она благополучно перекочевала в первозданном виде в Русский музей и обрела здесь новую жизнь. Тем более, по свидетельству современников Боткина, он хотел подарить свое собрание именно Русскому музею. Коллекция Михаила Петровича Боткина отличается обилием редких, уникальных произведений – памятников прикладного и церковного искусства. В экспозиции византийские украшения 4-6 века нашей эры, древнерусские ювелирные изделия домонгольской поры, рассказывает сотрудник русского музея Светлана Бухман: "Такие вещи редко попадали в руки коллекционеров. Это значит, что раритеты были раскопаны не учеными и проданы в тайне от археологов". Самым ранним произведением коллекции является сверленый каменный топор, это конец 3 тысячелетия до нашей эры. Именно с него начинается не только коллекция древностей Михаила Боткина, но и собрание Русского музея.